Содержание Гостевая книга



История Суражского района и Стародубщины в целом


Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков,такой, какой нам Бог ее дал.
Из письма А.С.Пушкина П.Я.Чаадаеву

Суражский район расположен на юго-западе Брянской области. Граничит на севере с Могилевской областью Беларуси, на западе и юге – с Красногорским и Стародубским районами Брянской области соответственно. Районный центр – город Сураж с населением около 12 тыс. человек.

Сураж – сравнительно молодой город. Первое упоминание о Сураже относится только к середине XVII века: на тот момент была известна небольшая деревня Суражичи, находившаяся в ведении Мглинской ратуши и входившая в состав Мглинской сотни Стародубского полка. Полк и сотня – административно-территориальная единица Левобережной Украины (Гетманщины) с 1654 по 1781 год. В 1723 году в Суражичах насчитывалось всего 13 дворов.

История Суражского района тесно переплетена с историей города Стародуба (известен с 1080 года) и находящихся в вокруг него районов Брянской области. В русских летописях этот регион называется Северские земли или Северщина. В исторической науке также закрепилось название Стародубщина. В дальнейшем для удобства повествования мы будем назвать этот регион Северщиной или Стародубщиной.

Расстояние от Суража до городов:

• Брянск – 160 км
• Стародуб (Брянской области) – 54 км
• Мглин (Брянской области) – 36 км
• Почеп (Брянской области) – 75 км
• Новозыбков (Брянской области) – 73 км
• Гомель (Беларусь) – 145 км
• Корма (Гомельской области) – 112 км

От расселения славян до нашествия монголов (IX - XIII века)

К началу IX века восточные славяне заселили обширные пространства Восточно-Европейской равнины. На восток до Днепра дошли поляне, рядом поселились древляне, между Припятью и Двиной – дреговичи, в верховьях Днепра, Двины и Волги – кривичи, на Оке – вятичи.
Там, где сейчас расположена Брянская область - по Десне и левобережью Днепра – осели северяне, а рядом с ними по реке Сож – радимичи. Любопытно, что летописец Нестор в «Повести временных лет» пишет, что радимичи, живущие по реке Сож, и вятичи на Оке прозвались от неких предков – Радима и Вятко, пришедших с запада от ляхов (поляков). Имя же «северяне» кажется понятным только на первый взгляд: ведь они жили по Десне и Левобережью Днепра, а не на севере. Зато рядом есть древние названия рек – Северский Донец и другие, - которые филологи приписывают иранским племенам, обитавшим здесь еще до прихода славян. Серьезный исследователь Древней Руси историк В.Я.Петрухин полагает, что северяне – имя славянского племени, имеющее иранское происхождение.

Карта – Славяне и их соседи

С образованием Киевской державы северные районы нынешней Черниговской и юго-западные районы нынешней Брянской областей вошли в ее состав как северские земели. После распада Киевской Руси на отдельные княжества северские земли попадают под власть Черниговского и Новгород-Северского княжеств.
Черниговское княжество в XII - XIII веках занимало огромную территорию: от Чернигова и Гомеля на западе, до места впадения Москва-реки в Оку на востоке (там где сейчас находится городок Коломна Московской области). Знаменитый город Козельск (сейчас в Калужской области) также принадлежал черниговским князьям.

Карта – Русские княжества в XII – XIII веках

С XI века известен и город Стародуб - как укрепленное место ("город"), принадлежащее Черниговскому князю. В летописи под 1095 годом описывается 33-дневная осада Стародуба, где засел Олег Святославич со Святополком и Владимиром Мономахом. В духовной Мономаха упоминается о нападении на Стародуб половцев. В течение XII века он служил то убежищем какого-либо князя, то местом сбора разных дружин.

В первой половине XIII века на Русь вторглись монголо-татарские орды под предводительством хана Батыя (Бату). Черниговское княжество сильно пострадало от нашествия: в 1238 году был сожжен Козельск, в 1239 – Чернигов. Наиболее впечатляющим эпизодом противостояния Руси татаро-монголам стала оборона маленького Козельска. Город держался около 7 недель, за что Батый назвал его «злым городом». Согласно летописному рассказу, козельский князь Василий, который был еще ребенком, утонул в крови.

Карта – Монголо-татарское нашествие на Русь (1223 – 1242)

Археологические раскопки показывают, что столица княжества – град Чернигов – пал в огне гигантского пожара. «Взяли татары Чернигов, и город пожгли, и людей убили, и монастыри пограбили», - пишет летописец.

Интересно, что с XIII века и до второй половины XIV века город Стародуб совсем не упоминается в летописях. Видимо, он был основательно разорен монголо-татарами.

Мученическую смерть за Веру Православную приняли от монголов Черниговский князь Михаил Всеволодович и боярин его Феодор. Лаврентьевская летопись сообщает, что, Михаилу, явившемуся в Орду в 1245 году, Батый велел «поклониться огневи и болваном их, Михаил же князь не повинуся веленью их, но укори и иглухыя его кумиры, и тако без милости от нечестивых заколен бысть». Память князя Михаила и боярина его Феодора, совершается 20 сентября/3 октября.

После нашествия Батыя, когда Чернигов представлял из себя груду развалин, Роман Михайлович, сын Михаила Всеволодовича, ставший князем черниговским по смерти отца своего, перешел на княжение в Брянск. Вместе с ним переехал в Брянск и черниговский епископ. С этого времени Брянск становится и самостоятельным удельным княжением, имевшим значение едва ли не больше всех городов Черниговского княжества, и главным городом в церковном управлении, служа как бы продолжением древней епископии черниговской.

В составе Великого княжества Литовского (XIV – XV века)

К середине XIV века юго-западные земли Руси, в том числе и Чернигово-Северскую землю (куда входила территория нынешней Гомельской области, Суражского и Стародубского районов Брянской области), подчинил себе великий князь литовский Ольгерд. Эти земли надолго (до начала 16 века) становятся частью Великого княжества Литовского – соседа и мощного соперника Московской Руси.

Великое княжество Литовское (далее также – Литва) значительно расширило свои владения в княжение Гедимина (1316-1341), Ольгерда (1345-77) и Кейстута (1345-82). Эти князья присоединили к Литве все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли) - кроме Галичины, попавшей в зависимость от Польши. В состав Литвы вошли такие города как Киев, Чернигов, Гомель, Брянск, Курск, Полтава, Черкассы, Винница.
Сын Кейстута Витовт, ставший великим князем в 1392 году, присоединил к Литве Смоленск и Вязьму (1404). Литовские владения при Витовте достигли верховьев Оки и Можайска. Кроме того, Витовт отнял у татар Южную Подолию и расширил свои владения до Чёрного моря.

Карта - Великое княжество Литовское.

Русь, раздробленная на отдельные конфликтующие между собой княжества, не могла противостоять столь мощной экспансии. Сказывались последствия монголо-татарского нашествия. Много сил отнимала борьба с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков.

В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и права. Различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей Великого княжества Литовского обусловили отсутствие централизации в государственном управлении. Во главе государства стоял великий князь, при нём - совет из представителей знати и высшего духовенства.

В целях объединения сил для борьбы с наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти великий князь Ягайло (1377 - 1392) женился на польской королеве Ядвиге и стал одновременно королем Польским (под именем Владислава II) и великим князем Литовским. Как властитель Польши и Литвы, Ягайло приказал всем своим подданным-нехристианам принять католичество. Так состоялась Кревская уния (1385 г.), а государственной религией Литвы стало католичество.

Однако уния плохо воспринималась не только огромным большинством православного русского населения Литвы, но и представителями языческой литовской знати, желавшей сохранить свою независимость от поляков. Против политики Ягайло выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом, ставшим в 1392 после междоусобной борьбы фактически великим князем в Литве. Однако в борьбе против Тевтонского ордена Витовт выступал на стороне Ягайло. В 1410 году объединённые литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве (к юго-западу от устья Вислы) и приостановили их агрессию. Союз Польши и Литвы продолжал крепнуть. По Городельской унии 1413 все бояре и служивое сословие Литовского государства получали равные права с польскими магнатами и шляхтой, но лишь при условии принятия католичества. Браки с православными запрещались. Православная элита была существенно ущемлена в правах. Окончательное объединение Великого княжества Литовского и Польши в единое католическое государство – Речь Посполитую - произошло в 1569 году в результате Люблинской унии.

Интересно, что до середины XV века во главе единой Православной церкви Московской Руси и Литвы стоял Митрополит всея Руси, назначаемый греческим Патриархом. С 1328 года резиденция Митрополита всея Руси находилась в Москве. Литовские князья делали настойчивые попытки разделить митрополию и вытребовать у греков для Литвы своего особого Митрополита. Однако до середины XV века эти попытки не могли увенчаться полным успехом, потому что назначение митрополитов на Русь зависело от власти Константинопольского патриарха и императора, и единожды нарушенное единство русской митрополии, при их желании, снова могло быть ими восстановлено.

В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе греческие иерархи заключили с католической церковью унию. Активным сторонником униатства оказался и Митрополит всея Руси Исидор, который принимал участие в работе собора. Москва решительно встала на защиту Православия и отвергла изменника Митрополита: по прибытии в Москву Исидор был наречен «лжепастырем», низложен и заточен в темницу.

Желая сохранить чистоту Православия и верность святоотеческим традициям Великий князь Московский Василий Васильевич (внук Дмитрия Донского) и иерархи Русской Православной Церкви пошли на решительный шаг: в 1448 году впервые в истории Русской Церкви Митрополит всея Руси был избран не константинопольской патриархией, а собором русских епископов. Им стал рязанский епископ Иона. С Митрополита Иона начался на Руси ряд Митрополитов, избираемых и поставляемых в Москве, преимущественно по воле одного московского князя, при этом Митрополит не только оставался жить в Москве, но и был московским подданным. Литовско-польские государи уже никак не могли мириться с таким положением дел и разделение русской митрополии стало неизбежным.


Первым Митрополитом Православной церкви Литвы, независимой от Москвы, стал ставленник великого князя Литовского Казимира IV и помощник опального Исидора - Григорий. Он и последующие православные Митрополиты Литвы (а затем Речи Посполитой) были последовательными сторонниками Флорентийской унии с католической церковью. Резиденция западно-русских митрополитов находилась в Киеве.

В составе Руси Московской (1503 - 1618)

Конец XV века стал временем создания единого Русского государства с центром в Москве. Присоединение новгородской земли и Тверского княжества, окончательная ликвидация зависимости от Золотой Орды в 1480 году, обретение Русской Православной Церковью независимости от Константинопольского Патриархата - вот основные события, определившие это качественное изменение в развитии Московской Руси. Принятие Иваном III в 1485 году звания «Государя всея Руси» провозглашало тем самым задачу объединения всех русских земель, в том числе попавших в зависимость от Великого княжества Литовского. В конце 80-х - начале 90-х годов некоторые русские князья, подчинявшиеся Литве, перешли на сторону Московского государства. Все это неизбежно должно было привести к военно¬му конфликту с Литвой.
К началу XVI века в результате войн с Литвой (1500-03, 1507-08, 1512-22, 1534-37) в состав Московского государства вновь вошли города Смоленск, Брянск, Стародуб, Мглин, Радогощ (позже переименован в Погар), Почеп, Трубчевск, Новгород-Северский, Чернигов и другие русские земли (в том числе и территория современного Суражского района). Так, в апреле 1500 года к Ивану III прислали «бить челом» князь Семен Иванович Можайский-Стародубский и князь Василий Иванович Шемячич, чтобы «государь их пожаловал, взял к себе и с вотчинами». Князь Стародубский владел Гомелем, Черниговом, Стародубом, а Шемячич – Новгород-Северским уделом. Таким образом, задача овладения северской землей значительно облегчалась. Не медля ни дня, Иван III отправил к ним на помощь своих воевод с полком, а в Вильно послал краткое известие о том, что принимает князей с их вотчинами под свое покровительство и объявляет войну Литве.

3 мая 1500 года из Москвы выступил воевода Яков Захарьич Кошкин — Захарьин «со многими людьми» к Брянску и в северскую землю. Московские войска действовали успешно. «Краткая Волынская летопись» за 1500 год сообщает следующее: «Того же лета побра великий князь Иван Васильевич Московский городы литовский не сам, но люди свои посылаше, многие силы, без вести, и взя грады Мцънеск, Любутеск, Брянеск, Трубчевск, Новгородок-Съеверский, Радогощь, Почопов, Гомеи, Стародуб, Чернигов».


Переход многих северских городов под власть Москвы не сделал их жизнь более мирной. Литва не хотела примириться с потерей Северской области и полтора века не оставляла попыток вернуть ее. Немногочисленные документы XVI века дают возможность представить, какую беспокойную жизнь вели жители Стародубщины, находясь на рубеже русской земли. В возобновившейся Русско-Литовской войне, крымские татары вместе с литовскими отрядами летом 1534 года разорили окрестности Новгород-Северского, Стародуба, Радогоща (Погара), а также южную часть Брянского уезда. В сентябре этого же года под Стародуб приходили литовские войска под командованием воеводы Андрея Немировича и осаждали город и окрестности. Подошли к Радогощу и сожгли его. В 1535 году польско-литовское войско во главе с литовским гетманом Юрием Радзивиллом осадило Стародуб. После месячной осады город был взят. Жители, спасшиеся от смерти и плена, рассеялись по всему краю и навели ужас своими рассказами.

Во время Ливонской войны (1563 год) князь Вишневецкий с черкасами (казаками) и белогородскими татарами «изгоном, войною многие волости черниговские, стародубские и почапские повоевали и в Радогоще (Погаре) посад пожгли». В октябре 1571 года ожидалось нападение литовского отряда «на стародубские места и на почепские» с территории левобережной Украины. Получив это сообщение «послал государь в Почеп воеводу Федора Нагово». В этих же местах действовал в ноябре 1580 года со своим войском казацкий гетман Оришевский. Он сжег жилую часть Стародуба, затем совершил нападение на Почеп, но был отбит и покинул Северскую землю, захватив большую добычу.
Как пограничная территория Стародубщина находилась в составе Московского государства с 1503 по 1618 год.

В эпоху Смутного времени (начало XVII века)

Ввиду приграничного положения городов юго-запада современной Брянской области основную часть их населения составляли служилые люди: стрельцы, пушкари, казаки, а также посадские люди, крестьяне. Хозяйственными занятиями были: хлебопашество, огородничество, скотоводство, рыболовство, различные лесные промыслы (охота, бортничество), ремесла и торговля.

В начале XVII века резко обострилась борьба крестьян, казачества, городских низов против феодального угнетения. Огромную роль сыграл и трехлетний неурожай (1601—1603 г.г.), разразившийся страшным голодом в стране. Многие голодающие крестьяне, горожане, мелкие служилые люди попадали в долговую кабалу к феодалам, превращались в холопов. Те из них, что оставались в живых, превращались в убежденных врагов правившего в то время царя Бориса Годунова. Не случайно, именно холопы стали основной силой разразившихся в голодные годы крупных народных выступлений под руководством Хлопко, Ивана Болотникова. Летопись «Иное сказание» прямо указывает на участие жителей Стародубщины в восстании Ивана Исаевича Болотникова «...и поползоша в погибель сами города: Путивль и Рыльск, Чернигов и Муромск, Курск и Стародуб, Кромы и все грады Северские».

В это «смутное время» появляются самозванцы на Российский престол: Лжедмитрий I (1603—1606) и Лжедмитрий II (1607—1610), ставленники польских магнатов. На сторону самозванцев перешли многие города и селения Стародубщины. Под знаменем самозванца собрались представители низов, часть служилых людей, казаки, отряды польских авантюристов. Народ хотел видеть в них «хорошего» справедливого царя. Так, 15 сентября 1607 года жители города Почепа, при вступлении в него Лжедмитрия II, «...встретили и приняли его с радостью». Все города Северские пошли за самозванцем на Москву.

Кстати, знаменитая сцена бегства Гришки Отрепьева из Москвы в Польшу при содействии бродячих монахов Варлаама и Мисаила из трагедии Пушкина «Борис Годунов» могла состояться именно в этих местах. Осенью 1609 года положение России еще больше осложнилось, началась открытая интервенция Речи Посполитой. Польская армия во главе с королем Сигизмундом III осадила Смоленск. В октябре 1609 года отряды запорожских казаков, состоявших на службе у польского короля, совершили нападение на Брянск, Почеп и другие города, опустошили их окрестности.

В октябре 1618 года начались переговоры Москвы с Речью Посполитой. Стремясь быстрее выйти из войны, русское правительство подписало 1 декабря 1618 года в д. Деулино близ Троице-Сергиева монастыря соглашение о перемирии (так называемое Деулинское перемирие 1618 года). Россия уступала Польше смоленскую землю и большую часть земли Северской, в том числе города Стародуб, Мглин, Почеп, Погар, Трубчевск. В результате, территория современного Суражского района вошла в состав Речи Посполитой.

В составе Речи Посполитой (1618 - 1654)

Историк Стародубщины и краевед В.Д. Бабодей в исследовании «Гетманщина на Украине» пишет, что поляки, получив Стародубщину, стали укреплять её города, предполагая использовать их в качестве крепостей при потенциальных конфликтах с Москвой. Такой крепостью и был Стародуб, который в Польше именовали замком. А крестьян, нанятых для защиты города – замковой прислугой. В 1620 году замковой прислуги в Стародубе было не более двух десятков человек. Несколькими годами позже её количество возросло уже до сотни. Поляки оригинальностью в названиях не отличались, и новое военное формирование было названо казацкой хоругвью (сотней). А так, как характер Стародубцев значительно отличался от характера полуразбойной казацкой вольницы южной Малороссии (Запорожской Сечи), то служить на военной службе и тем более быть убитым они не желали. Стародубцы более склонны были находиться в подчинении и под защитой своего государя, занимаясь мирным трудом. Поэтому для привлечения людей в казаки, поляки наделили последних значительными, по тем временам, льготами. Эти льготы были пожалованы королём Сигизмундом III в 1625 году актом, который назывался «Привелей Стародубской козацкой хорогве» и заключался в следующем:

1. Ста казакам из крестьян вместо жалованья было отведено 400 волок (7600 десятин) земли по 4 волока (76 десятин) на коня. Земля навсегда закреплялась в их собственности.

2. Сотня получала особое знамя, хорогву, которое находилось под наблюдением старосты Стародубского замка.

3. В самой крепости, так называемые казаки – крестьяне получили места для постройки домов и площади под огороды.

4. Для ускорения застройки казаки – крестьяне на 6 лет освобождались от всех повинностей. В дальнейшем они должны были нести только казацкую службу. На случай осады казакам из крестьян было положено жалованье 8 злотых раз в три месяца.

Возглавляли стародубских казаков, как правило, либо польские офицеры, либо просто солдаты, в достаточном количестве находившиеся в любом северском замке и Стародуб в этом не был исключением. Так возникло Стародубское казачество, которое заметно отличалось от малороссийского (запорожского) казачества. Характер и ментальность стародубских казаков коренным образом расходились с характером и ментальностью казаков малороссийских.

Являясь полноправными хозяевами Стародубских земель, польские магнаты беспощадно эксплуатировали местное население. Иезуит Скарга писал: «владелец или королевский староста не только отнимет у бедного холопа всё, что он зарабатывает, но и убивает его самого когда захочет и как захочет. И никто не скажет за это ему дурного слова». К феодально-крепостническому гнету присоединился гнет национальный и религиозный. Насильственно насаждалось униатство. В городах Почепе, Погаре, Стародубе поляки начали строить католические костелы.

Л.Н.Гумилев в книге «От Руси до России» отмечает, что крепостного права как такового в Польше не было: каждый крестьянин мог уйти от пана, если хотел. Но уйти означало бросить все имущество, а часто и потерять личную свободу, потому что личная свобода крестьян ограничивалась жесткой системой налогов. Налоги платились помещику, и если у крестьянина денег не находилось, он становился дворовым человеком. Как видим, отсутствие крепостного права создавало для крестьян условия жизни гораздо худшие, нежели при крепостном праве, имевшем место на Московской Руси. Парадоксально, но отсутствие крепостной зависимости крестьян обрекало их на полное бесправие. Налогами были обложены земли, водоемы, охотничьи угодья, сенокосы и даже православные церкви.

Конечно, от произвола польских панов страдали и польские, и литовские крестьяне, но крестьяне-католики могли договориться со шляхтичами и помещиками - они оставались "своими", несмотря на социальную рознь. У православных же не было такой возможности: польские паны их слушать не хотели, ибо они были "чужие", "схизматики". Именно в силу этого различия ни польские, ни литовские крестьяне никаких крупных бунтов или восстаний против панов, несмотря на всю тяжесть эксплуатации, не устраивали. А православным, напротив, ничего другого делать не оставалось, и с конца XVI в. восстания русских шли одно за другим. Апофеозом долгой борьбы православия и католицизма по праву считается восстание Богдана Хмельницкого, положившее начало освободительной войне на польской Украине. Полностью с главой «Воосоединение» из книги «От Руси до России» можно ознакомиться по следующей ссылке:
http://gumilev.narod.ru/p3ch03.htm или http://gumilevica.kulichki.net/R2R/index.html
Интересно, что Л.Н.Гумилев подчеркивает неизбежность выбора украинского народа, ибо этот выбор был сделан на основе естественного мироощущения.

В составе Левобережной Украины (1654 - 1781)

В декабре 1647 года Запорожская Сечь приветствовала Богдана Хмельницкого, который, явился к запорожцам и заявил: «Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберем раду и будем защищать церковь православную!» Первоначально Хмельницкий и его соратники отнюдь не ставили своей целью политическое отделение от Польши. Они хотели лишь добиться права жить в согласии с собственной совестью, при этом подчиняясь законам Польского королевства. Требования казаков были кратки: во-первых, зачислить в казаки всех желающих и предоставить казакам, как военному сословию, шляхетские привилегии; во-вторых, запретить на Украине пропаганду католической унии, убрать всех униатских священников и вернуть захваченные католиками церкви православным, позволив каждому свободно исповедовать его веру; в-третьих, изгнать с Украины евреев. Эта политическая программа отражала чаяния всего угнетенного православного населения Украины.

Уже в 1648 году войска Хмельницкого, избранного украинским гетманом, одержав три крупные победы над поляками (при Жолтых Водах, при Корсуни и под Пилявцами) заняли Киев, украинские земли по левому берегу Днепра, а также Стародубщину (города Новгород-Северский, Стародуб, Погар).

Стародубские крестьяне поддержали Хмельницкого. Количество казацкого войска стремительно росло. В селе трудно было найти человека, который «сам не пошёл, либо сына в казаки не послал». Правда, иной раз шли и перед страхом наказания. Ведь Стародубские крестьяне были консервативно-косные по своей сути. Для них лучше было терпеть гнёт, чем проявить строптивость. Поэтому Хмельницкому пришлось разослать свой универсал «а хто де не пойдет в полки наспех к гетману, и тем быть в смертной казни». Стародубщина дала Хмельницкому отряды в 30 тысяч человек. Таким образом, дополнительно к казакам, появившимся во время правления поляков, Стародубщина пополнилась и казаками, вышедшими из крестьян во время Хмельнитщины.

В захваченных городах восставшие продержались недолго. В августе 1649 года Богдан Хмельницкий вынужден был подписать Зборовский договор с Речью Посполитой. Этот договор давал некоторую автономию населению Украины, но в то же время предоставлял право польским панам вернуться в свои имения.

Однако не всюду крестьяне встречали польских фео¬далов с покорностью. Русский посол в Польше Г. Пушкин сообщил, что в 1650 году по возвращению польских панов «около Чернигова, Стародуба и Почепа все мещане взбунтовалися... многих панов своих побили».

С весны 1652 года вновь активизируется борьба народных масс против польско-литовских войск и шляхты. По словам украинского летописца «в том року знова по городах много панов пропало, которые на свои маетности наездили, было, бо знову оных поспольство позабивало». Восстание охватило и Стародубщину.
Однако к этому времени поляки имели явный перевес.Украина - пограничная полоса земли - оказалась зажатой между Крымским ханством и Польшей. Тыла у Хмельницкого не стало, и защищаться было невозможно. Оценив ситуацию, умный гетман начал искать нового союзника. Естественно, что он обратился к православной Москве.

Переговоры с Москвой начались в 1651 году, но Москва по обыкновению отвечала медленно: принятие Украины в подданство Государя Московского означало неизбежную войну с Польшей. Решение в пользу присоединения все же было принято в октябре 1653 года на Земском Соборе. Соединение с Россией спасало подавляющее большинство православного населения Украины. 8 января 1654 года в Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий) собравшаяся Рада в присутствии большого русского посольства поддержала политику присоединения к Москве словами: "Водим под царя московского, православного, чтоб вовеки вси едино были".

По Переяславскому договору к Московской Руси присоединялась вся Левобережная Украина (включая Стародубщину) с центром в Киеве на правах автономии. Казачий реестр увеличивался до 60 тысяч человек, право суда было предоставлено казацкой старшине. Во главе Левобережной Украины (получившей также название Гетманщины) стоял гетман, избираемый вольными людьми с последующим утверждением русским царем. Он имел право принимать иностранных послов (кроме крымского хана и польского короля). Налоги царю собирались местной администрацией без вмешательства царского правительства.

После продолжительной войны с Россией (1654 -1667) Речь Посполитая юридически признала вхождение Левобережной Украины и Киева в состав России, подписав в 1667 году в деревне Андрусово близ Смоленска Андрусовское перемирие, а в 1668 году – «Вечный мир».

Все территории Левобережной Украины, была поделена на полки, но уже как административно – территориальные единицы: Стародубский, выделившийся в 1663 году из состава Нежинского, Нежинский, Черниговский, Киевский, Прилуцкий, Переяславский, Лубянский, Гадячский, Миргородский и Полтавский. Суражский район вошел в Гетманщину в составе Мглинской сотни Стародубского полка. Всего же в Стародубском полку было восемь сотен: Стародубская (полковая), Новгород-Северская, Почепская, Погарская, Мглинская, Топальская, Шептаковская, Бакланская.

Административные единицы – полки - возглавляли полковники, которым принадлежала вся полнота власти: гражданская, судебная, военная.

Карта - Административное деление Левобережной Украины в составе Российской Империи

Стародубские казаки селились по соседству с крестьянами. Представляя собой легкое на подъем военное формирование, они получали участки земли на «коня» и являлись на службу на своем коне. До 80-х годов XVIII века казаки были не только лично свободными, но и освобожденными от государственных налогов - тягла. Крестьяне же и посадские люди несли денежные и натуральные государственные повинности.

Гетманы Левобережной Украины:

1. Хмельницкий, Богдан Михайлович 1648—1657
2. Хмельницкий, Юрий Богданович 1657
3. Выговский, Иван Евстафьевич 1657—1659
4. Хмельницкий, Юрий Богданович 1659—1660
5. Самко, Яким Семёнович 1660—1663
6. Брюховецкий, Иван 1663—1668
7. Многогрешный, Демьян 1669—1672
8. Самойлович, Иван 1672—1687
9. Мазепа, Иван Степанович 1687—1708
10. Скоропадский, Иван 1708—1722
11. Полуботок, Павел 1722—1724
12. Апостол, Данил 1727—1732
13. Разумовский, Кирилл Григорьевич 1750—1764

При Матушке Екатерине (1762 - 1796)

По восшествии на русский престол императрица Екатерина II постепенно ликвидирует автономию Украины: в 1764 году упраздняется власть гетмана и Украиной начинает управлять Малороссийская коллегия.
По указам императрицы 1767—1783 гг. казацкая старшина уравнивалась в правах с русскими дворянами. Простые казаки указом от 16 ноября 1781 года были переведены на положение русских крестьян-однодворцев с одновременным наложением на них подушной подати и запрещением свободного перехода на другое место жительства. Указом 1783 года о преобразовании левобережных казачьих полков в регулярные части русской армии украинских казаков низвели до положения солдат. С этих пор они лишились казачьих прав и привилегий, и, хотя по-прежнему назывались казаками, фактически стали крестьянами. Теперь они несли все крестьянские повинности, некоторые из них даже попадали в крепостную зависимость к помещикам, а украинская старшина получила все права и привилегии российского дворянства.

Помещики-крепостники не только владели крестьянами, но притесняли и окрестьянившихся казаков, старались присвоить себе общественные казачьи земли, вели с ними тяжбы, заставляя их платить разорительные выкупы за пойманный скот, даже и на тех выгонах, которые издавна принадлежали казакам. Указ сильно задевал стародубских казаков, вызывал у них протесты, вплоть до побегов. Не случайно общее количество казачьего населения на Стародубщине в тот период заметно уменьшилось.

Интересно, что селом Высокоселище владели помещики Есимонтовские – выходцы из казацкой старшины. В настоящее время у нас недостаточно фактов, но осмелюсь предположить, что и крестьяне Курбацкие села Высокоселище тоже были потомками казаков, которых каким-то образом низвели до положения крестьян и закрепостили.

В 1781 году было упразднено административное деление на полки и сотни и заменено наместничествами, губерниями и уездами. Вся территория Стародубского полка вошла в состав Новгород-Северского наместничества.

От Павла I до Горбачева (XIX – XX века)

В 1797 году территория Стародубщины вошла в Малороссийскую губернию с центром в Чернигове. После разделения Малороссийской губернии на Черниговскую и Полтавскую в 1802 году Стародубщина целиком вошла в состав Черниговской губернии.
Селение Суражичи получило статус города в 1781 году стало именоваться Сураж-на-Ипути. Указом от 6 июня 1782 года городу был пожалован герб, на котором изображен куст конопли в золотом поле. В 1803 году Сураж стал центром Суражского уезда Черниговской губернии.

Накануне отмены крепостного права в Сураже проживало около 4 тысяч человек. В 1870 году было свыше 300 домов, 42 лавки, несколько небольших заводов (свечной, два кожевенных, три маслобойных, два кирпичных). По переписи 1897 года в городе насчитывалось уже 900 дворов и более 5,8 тыс. жителей.

В первые годы Советской власти (с 1919 по 1926 годы) после ликвидации Черниговской губернии Сураж был центром Суражского уезда Гомельской губернии в составе РСФСР. В 1921 году Суражский уезд переименован в Клинцовский и в 1926 году вошел в состав Брянской губернии. С 1929 года Сураж - центр Суражского района Клинцовского округа Западной области, а с 1937 года - Суражского района вновь образованной Орловской области.

17 августа 1941 года Сураж оккупировали немецко-фашистские захватчики, нанесшие городу большой материальный ущерб, пострадали многие архитектурные памятники. 25 сентября 1943 года воины Брянского фронта освободили город. С 1944 года Сураж является центром Суражского района Брянской области.

В апреле 1986 года западные районы Брянской области (Новозыбковский, Стародубский, Унечский, Суражский районы) пострадали от радиоактивного загрязнения в результате взрыва на Чернобыльской АЭС.

Список использованной литературы:

1. Бабодей В.Д. «Гетманщина на Украине: тип государственного устройства или казацкая вольница. Стародубский полк». http://www.debryansk.ru/~mir17/getm-babad.htm
2. Борисов Н.С.«Иван III», М., Молодая гвардия, 2005.
3. Бычкова М.Е. «Великое княжество Литовское»// «История России с древнейших времен до конца 18 века». М., Астрель Аст, 2001.
4. Гумилев Л.Н. «От Руси до России».М., Айрис Пресс, 2002.
5. Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви». М., Terra, 1997
6. Петрухин В.Я. «Предыстория Руси»// «История России с древнейших времен до конца 18 века». М., Астрель Аст, 2001.
7. Тревпалов В.В. «Монгольское завоевание»//Там же.
8. Рухлядко И. История Унечи. http://www.unecha.net/index.php?htm=htm/history/index.htm
9. История города Почеп. http://pochepr.narod.ru
10. Словарь Брокгауза и Ефрона. Электронное издание
11. Большая Советская энциклопедия. Электронное издание

Ссылки на Интернет-сайты, посвященные исследуемой теме:

http://www.debryansk.ru/~mir17 – сайт, посвященный истории города Стародуба и окрестностей
http://mglin.narod.ru – сайт, посвященный городу Мглину и его истории
www.unecha.net - – сайт, посвященный городу Унече и его истории
http://gumilev.narod.ru – книга Л.Н.Гумилева «От Руси до России»
http://gumilevica.kulichki.net/R2R/index.html- сайт, посвященный творческому наследию Л.Н.Гумилева. Представлены все его труды, а также статьи и интервью.
http://www.cossackdom.com
Hosted by uCoz